Авторский текст http://www.krigerland.com/knigi.htm
Аннотация
Кто из нас не тоскует по Винни Пуху и Карлсону, которые безвозвратно остались в нашем детстве! С явлением в мир Маськина мы снова обрели положительного, симпатичного во всех отношениях персонажа, который интересен прежде всего нам, взрослымНаконец то вышел в свет очень смешной и трогательный роман шутка Бориса Кригера "Маськин". Роман "Маськин" -- это пятьдесят глав, пятьдесят весёлых, милых и смешных историй, которые приятно и весело читать. Писателю удается сочетать простоту незатейливого рассказа с глубокими философскими мыслями, иронию и доброту, вымысел и реальность. Книга "Маськин" прекрасно иллюстрирована замечательным художником Ирой Голуб.
Остросоциальная направленность произведений Кригера позволяет вспомнить о традициях русской социальной сатиры, в частности, о произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова Щедрина, создавших литературные модели русской действительности, словно в зеркале отражающие ее недостатки.
Борис Кригер
Маськин
МАСЬКИНУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
Rêné Descartes m"a dit qu"on ne saurait rien imaginer de si étrange et si peu croyable, qu"il n"ait été dit par quelqu"un des philosophes...
Mais j"essayerai...
Boris Kriger
Рене Декарт сказал мне, что никто не сможет в ыдумать ничего столь оригинального и маловероятного, чего не было бы уже выдумано кем либо из философов.
Но я попробую...
Борис Кригер
А кто, собственно, такой этот Маськин?
(Вместо предисловия)
Вообще вопросы типа "Ты кто такой?" существуют со дня творенья Мира. Господь Бог, напачкавшись в глине, наконец вылепил бородатенькую мордочку Адамушки, а тот едва глазки открыл, Бога ручонкой за нос пощупал и говорит:
-- А ты, собственно, кто такой?
Бог ему до сих пор не ответил... То ли обиделся, то ли задумался над вопросом...
Итак, разумеется, ожидая ваш законный вопрос: "Кто такой Маськин?", я привожу следующий пояснительный диалог, потому что читатели ведь любят читать книжки, где много диалогов и картинок, а мне не хочется разочаровывать вас с первой же страницы.
-- А кто, собственно, этот Маськин такой, чтобы о нём писать или, того хуже, читать романы? Я что то о таком не слышал. Он что, убил пятьдесят миллионов?
-- Нет.
-- Участвовал в массовых казнях?
-- Тоже нет!
-- Изобрёл атомную бомбу?
-- Опять нет.
-- Сбросил атомную бомбу?
-- Опять мимо. (Один из тех, кто сбросил, стал на днях героем журнала "Тайм" и жаловался, что ел в тот день ананасовое желе и с тех пор есть его больше не может... вот это человеческая трагедия! Чувствуете размах?! Он дожил до восьмидесяти лет и всю ю ю ю ю ю ю жизнь без ананасового желе!)
-- Может быть, Маськин, тихо в бороду, изобрёл такую теорию, от которой пара континентов залезли самостоятельно в петлю и удавились?
-- Тоже нет!
-- Ну, извините, -- скажете вы, -- тогда это личность непримечательная, потому что надо сгубить определённый минимум душ, чтобы считаться великим героем или исторической личностью.
-- Маськин -- это собирательный образ, -- заотнекиваюсь я, но вы не будете слушать, отвернётесь и пойдёте проживать свои будни меж троллейбусных остановок и стиральных машин, а мой роман окажется ненужным, забьётся в угол и будет там шмыгать носом.
Вы сами того не осознаёте, что этой жизнью правят романы. Посмотрите на улицу -- по ней идут Наташи Ростовы, тащат тяжёлые топоры Раскольниковы, сидят по скамейкам Иваны Бездомные, прячутся по канализациям капитаны Немо... Каждый из нас выбирает подсознательно себе роль из прочитанного в детстве юности романа и так и ковыляет по жизни, изредка запинаясь о просмотренный детектив или фильм ужасов... Вы скажете, что нынешнее поколение романов не читает и Наташами Ростовыми не ходит? Они просто читают новые романы и ходят "блондинками с пистолетом"...
Маськин -- это герой вашего романа, он подлечит вам нервы, исправит сколиоз и привьёт здоровое отношение к жизни (если вы, конечно, не будете столь запущены к тому времени, когда доберётесь до этих строк, что вам уже помочь будет невозможно, и вы потащите свои раскольниковские топоры к процентщицам или настолько уже сживётесь с ролью Идиота, что так и будете окружающих Раскольниковых с процентщицами жалеть и лелеять, нашёптывая им на ушко сладкие сказки о их неповторимости. Хлясть топором -- а оно выходит так неповторимо, что сразу в роман...)
Маськин -- герой положительный и топорами не дерётся. Тогда почему вам следует потратить золотые минуты вашего бесценного бытия на разбирание моих буковок с запяточками? Потому что не зря какая нибудь Дарья Алексеевна не спала по ночам, всё тетрадки ваши с диктантами проверяла! Вы ведь последнее поколение, которое ещё может читать! Я не имею в виду надписи на заборах, я имею в виду чтение произведений длиннее штрафа за парковку в запрещённом месте.
А инструкцию по применению самого себя нам всё равно забыли выдать, и поэтому её читать нечего.
Маськин -- это вы, если, конечно, отбросить собачью жизнь, свинскую работу, лягушачью зарплату, обижание по национальному и прочему признаку, пригорелую кашу, резиновую любовь, пластилиновую совесть, плюнутую душу, сопливое детство, деревянные игрушки, палец в стакане с компотом (чтоб сосед не выпил), кляксы в тетрадке, двойки в четверти, упавшую на асфальт мороженку, подзатыльники товарищей, жюльверновские бриги, отчалившие без вас, институтские пьянки, нелепый выход замуж, скоропостижную женитьбу под давлением известных обстоятельств, потом роды этих обстоятельств и их вырастание до размеров остолопов, курящих в подъездах не только табак, наглых внуков, раннюю смерть, никчёмную старость, одиночество в толпе и толпу в одиночной камере, а также Разочарование Всей Вашей Жизни и прочие мелкие неприятности...
Маськин -- это вы, если, конечно, добавить немножко солнца, манной каши с малиновым вареньем, дружбы с плюшевым медведем, здравого смысла, сытого юмора, острозубой сатиры, весёлого смеха, безудержного хохота с размахиванием руками и топаньем ногой по полу... Ха! Ха! Ха!
Глава первая
Маськин и Маськины тапки
Маськин был знаменит своими голубыми пушистыми тапками. Сначала Маськин встретил свой Правый тапок. Он весело шёл по дороге и напевал тапочную песенку. Маськин его сразу полюбил, как родного, дал ему вкусного печенья, и он поселился у Маськина под кроватью. Потом оказалось, что у Правого тапка есть левый брат, однако его левые взгляды не позволяли добропорядочному Правому тапку представить его Маськину, но однажды, когда за чаем оказалось, что Маськин политически индифферентен, поскольку он одинаково потчевал вареньем и тех, что сидели от него справа, и тех, что сидели от него слева, и даже одну незначительную зверюшку, которая была по национальности хомяк, по имени Гамлет, и предпочитала вообще к столу не выходить, а получать варенье по месту жительства в подвале у печки, Правый тапок собрался с духом и представил своего левого брата, несмотря на его левые лозунги: всё поделить, отдать, разменять, удешевить и распустить. Левый тапок присоединился к чаепитию, на котором встретилась весёлая компания, проживающая в Маськином кирпичном доме: Плюшевый Медведь, Кашатка, Шушутка, два охапочных кота, два мелких попугая и уже представленный хомяк Гамлет, который, впрочем, скоро от Маськина отбыл, потому что решил вопрос "Быть или не быть?" безответственным образом, аморально общаясь со многими мышками в Маськином доме, отчего скоро Маськину стали встречаться мышки мутанты с хомячьими ушками, но мышиными хвостиками. Такой удар по эволюции сам хомяк Гамлет вынести не мог и дал в местную газету объявление, что ему требуется новая жилплощадь.
Объявление выглядело так:
Хомяку по имени Гамлет
средних лет и милого вида
требуется жилплощадь
для дальнейшего проживания.
Мышек мутантов попрошу
не беспокоиться.
Хомячий телефон: 222 222 111
У хомяка была отдельная линия и вообще он был хомяк индивидуалист.
Итак, Левый тапок Маськину тоже понравился, и они стали жить поживать. Обзаведясь двумя такими политически подкованными тапками, Маськин и вовсе перестал интересоваться политикой. Бывало, сядет Маськин смотреть телевизор, вытянет свои тапки перед экраном, а сам себе спит... А тапки всё смотрят передачи и между собой тихо так вполголоса обсуждают, ну там политическую обстановку (это кто как из политиков друг друга обставил) или там дебаты в каком нибудь выборном органе. Дебаты в органах -- это вообще нехорошо, ну там если в желудке какое нибудь разногласие, печёнка вотум недоверия прямой кишке объявляет или, скажем, фракция какая нибудь засела в селезёнке. Но в выборном органе дебаты -- это хорошо, это значит, демократия в ходу, а демократии обязательно нужно больше ходить и не засиживаться, потому что у неё и так сидячая работа, отчего у неё конституция потеет и ей всякие тирании язвительно заявляют, де, мокра ты, говорят они демократии. А та пощупает конституцию и правдиво так признаёт -- действительно мокра. Но это поправимо. А вот у вас, тиранов, ещё те раны, и конституция хоть и сухая, но совсем молью скушана. А тираны ей: "У!", а она им: "Р р р р!" -- ну, вот об этом Маськины тапки передачи и смотрят, пока Маськин перед телевизором спит.
Иногда только Левый тапок так заносит налево, что он уже вроде как бы и справа, и тогда Правый так углубляется вправо, что практически уже совершенно левый.
А Маськин спит себе, этих мелочей не замечает, а иной раз соберётся в туалет и наденет спросонья не тот тапок не на ту ногу. Ну, тут у тапков вообще полный балаган политический начинается. Они однажды даже избрали Маськина президентом за то, что он, во первых, всех кормит вареньем, во вторых, всё равно самый главный, а в третьих, может кинуть тапком в охапочного кота, если тот безобразничает, и кто ж, как не президент, может себе позволить такую роскошь, как наведение порядка, чтоб не мешали спать. И чтобы всё "ш ш ш ш ш!!!" Маськину тапки о своём решении назначить его президентом докладывать не стали, чтобы Маськин не беспокоился, а то бы он стал нервничать, надевать каждое утро новый бантик, вообще не смог бы как обычно заниматься домашними делами, потому что тапки знали из телевизора, что политическая карьера вредит домашнему хозяйству не только того, который её себе избрал, но и всем остальным жителям тоже.
Также политическая карьера требует предельной честности по отношению к противникам, так, чтобы они стали противны вообще всем и даже самим себе. Поэтому Маськин не знал, что является законно выбранным президентом, потому что тапки проголосовали однажды, когда Маськин так заспался в кресле, что и перевернулся обоими тапками вверх.
-- Значит, единогласно! -- сказал Правый тапок, разглядывая потолок.
-- Законно! -- подтвердил Левый и добавил ещё что то неразборчивое про равенство перед братством или про братство с равенством.
Другие жители Маськиного дома на выборы не явились, и поэтому тоже не знали, что Маськин у всех президент, хотя это все и так чувствовали, потому что Маськин варенье варил и он же им всех угощал. А ведь в этом и есть главный принцип демократии -- чтобы она выбирала тех, кто и так бы всеми руководил, но желательно, чтобы руководили так, что жители дома этого бы не замечали и занимались бы своими домашними делами.
А тапки сейчас составили коалицию и начали борьбу с зимними Маськиными сапожками, которые могут прийти к власти в декабре или даже в ноябре, если снег в этом году рано выпадет.
Глава вторая
Маськин и Плюшевый Медведь
Маськину всегда хотелось иметь друга, и наконец он нашёлся. Это был Плюшевый Медведь. Вы скажете, что плюшевые медведи неразговорчивы и всё время заваливаются набок. Это правда. Этот Плюшевый Медведь тоже всё время заваливался набок, прикладывался, устраивался поудобнее на скамеечках, стульях, диванах, креслах и вообще на всём, на чём можно было подбочениваться, залёживаться, засиживаться, застаиваться и т.д. Но неразговорчивым его назвать нельзя было. Он то молчит, молчит -- а потом как заговорит, заговорит -- и тогда уже всё сразу скажет -- даже, кажется, немного хором, хотя как Плюшевому Медведю удавалось говорить самому с собой хором, науке непонятно. Говорил Медведь особенно много, если становилось мокро. Залезет, бывало, в пруд купаться -- и так разговорится -- что прямо дружи сколько хочешь. Он поэтому и вытираться после мытья в пруду не любил, чтобы иметь возможность завершить начатую во время купания в пруду мысль.
А если ему выдавалось посидеть на чём нибудь холодном, например, скамеечке, присыпанной снегом, то он вообще начинал сочинять стихи и песенки. Вот какую он однажды сочинил песенку, подключив к творческому процессу всех жителей Маськиного дома:
На свете есть Маськин в голубеньких тапках,
У Маськина много есть разных хлопот,
То кошек своих он таскает в охапках,
А то вдруг всем варит он вкусный компот.
Среди непонятностей внешнего мира
Наш Маськин понятен и нужен всегда,
Чтоб милые тапки ходили красиво,
Весь мир наш спасает его красота.
Шагайте же дружно, пушистые тапки,
Хватайтесь в охапки, дурные коты!
Мы Маськина любим свово без оглядки,
Ни дня не прожить без его доброты.
И может, звучим мы, как три подхалима,
И может, мы слишком хотим подхалить,
Однако наш Маськин, откуда вестимо,
Даёт нам прекрасно и весело жить.
А ещё Плюшевый Медведь умел хлопать в ладошки, когда Маськин готовил что нибудь вкусненькое, а бывало это почти каждый день. Плюшевый Медведь обучил всех жителей Маськиного дома тоже хлопать в ладоши и кричать Маськину: "Кланись!" (это такая литературная версия слова "кланяйся"). Потому что, когда тебе хлопают, всегда надо кланиться. Был в Америке один злой клан, который не кланялся, так его даже запретили. Вот как.
Ну, Маськин, бывало, появится с кастрюлей вкусного компота, воспетого в вышеупомянутой оде, а ему все как давай хлопать и кричат ему: "Кланись! Кланись!" Маськин смущается, но кланится и потом всех потчует компотом.
Ну как после этого Плюшевого Медведя не считать другом? Маськин ему даже колечко подарил и подписал: "За любовь и дружбу. Маськин" . Плюшевый Медведь тогда стал в него играть -- сделал два шестика во дворе -- на одном написал: "Лябофь!", на другом: "Трушба". Плюшевый Медведь, как и все плюшевые медведи, начиная с отца прародителя всех плюшевых медведей мэтра Винни Пуха, хромал на грамотность, зато на пяти языках. Он даже написал Маськину оду по английски:
O thank you, thank you
For being Маськинг,
O thank you, thank you
From all of us,
O thank you, thank you
For being Маськинг,
For being Маськинг
Of super class!!!
и по французски:
Merci, мерсишки
Pour être Маськин,
Pour être Маськин,
Pour tous les nous,
Merci, мерсишки
Pour être Маськин,
Pour être Маськин,
Прям ну и ну!!!
Два других языка письменности пока ещё не имели, и поэтому приводить транскрипцию в этом издании с высокой репутацией мне не хочется, короче, содержали эти варианты много восклицательных знаков и ещё звуков "у у у!!!", "бе, бе, бе!" и новомодное непереводимое словечко "хи хи.". Вот так именно с точкой: "хи хи.". У Плюшевого Медведя вообще была прекрасная хихикалка -- это такая часть медведя, которая хихикает. Ещё у него была кряхтелка и, извините, пукалка (но это не надо вычёркивать, потому что главное -- чтобы у Плюшевого Медведя животик не болел, пусть себе пукает на здоровье). Вы не согласны? А вот и попались. Левый Маськин тапок заглянул в то, что я пишу, и вякнул: "А вас и не спрашивалиСвободу пуканья! Свободу пуканья!" Я аккуратно его отстранил и шепнул на тапочное ушко: "Ш ш ш, это же неприлично", и он покраснел и ушёл с Правым тапком досматривать политкорректную передачу "В мире животных", где одну гадюку деликатно называли "пресмыкающееся", хотя она ни перед кем пресмыкаться не собиралась, а шипела и пыжилась очень по гадючному.
Итак, Плюшевый Медведь неразлучно таскался за Маськиным, всё время прикладываясь где ни попадя. Маськин ему говорит: "Ты залежался", или "Ты засиделся", или "Ты застоялся". А Медведь соглашается -- говорит "Угу" и дальше лежит, где лежал. Пойдёт Маськин блины печь -- Плюшевый Медведь за ним (Маськин ему даже полёжечную лавочку на кухне организовал). Ну так Плюшевый Медведь на лавочку ложится и начинает философствовать.
Кухонная философия Плюшевого Медведя
1. Плюшки лучше, чем блины, потому что они плюшечные.
2. Сегодняшние плюшки всегда вкуснее, чем вчерашние, что бы там Декарт ни говорил, потому что вчерашние давно съедены, а сегодняшние я сейчас ем.
3. Ницше придурок.
Вот, собственно, и всё. Бывали, конечно, у Плюшевого Медведя и свежие мысли, если ему перед этим давали манной каши с малиновым вареньем, но эти свежие мысли были настолько короткие, что Плюшевый Медведь их записывал прямо ложкой по каше, а потом кашу съедал, так что человечеству придётся довольствоваться его знаменитым трудом "Кухонная философия Плюшевого Медведя", с которым вы только что благополучно ознакомились.
Глава третья
Маськин и Кашатка
В общем то, именно Кашатка назвала Маськина Маськиным. Сначала Маськин раcтерялся и заворчал: "Тоже мне, Маськина нашли. Какой я вам Маськин?" Но Кашатка возражениям не внимала и продолжала: "Где Маськин?", "Я поехала в магазин с Маськиным!" или "Маськин, пошли порисуем". Так Маськин привык, что он Маськин, перестал ворчать по этому поводу и потом рассудил философски: "А кто, собственно, не Маськин?", а потом посмотрел на себя в зеркало и удовлетворённо заметил: "Да тот, кто Маськина не видел никогда"...
Кашатка с Маськиным дружила и даже в подражание Маськину завела себе два тапка, очень похожие на тапки Маськина, но только Кашаткины тапки были политически неграмотные. Кашатка любила проводить качественное время с Маськиным. Они брали небольшой свежий кусочек времени и проводили его качественно, так что это время даже уходить не хотело и оставалось пить чай.
Кашатка всё умела лучше всех. Она угощала всех всякими вкусностями, когда Маськин был в отпуске или занимался воспитанием охапочных котов, поскольку это занимало очень много времени, потому что прежде всего нужно было дождаться, когда они проснутся, потому что спали они большую часть времени, почти всё время спали, если, конечно, не ели и не валялись во дворе в пыли. Дело в том, заключил Маськин, что так они борются с блохами. Блохи держатся зубами за кошачью шкуру, а когда охапочные коты валяются в пыли, пыль набивается блохам в нос, те чихают и отваливаются. Вот почему коты Маськина хоть и были рабоче крестьянского происхождения (нет, не помоечного, а именно рабоче крестьянского. Ну хорошо, хорошо. Помоечного, если вы так настаиваете, хотя я в этом ничего унизительного не вижу, если помоечного кота отмыть -- он ещё круче породистого сойдёт: здоровья -- гора, жизнерадостность во как пышет! Любите помоечных котов, они основа нашего общества, гегемон любых реформ и одна надежда на безъядерное будущее. Опять спорите? Ну, хорошо. Подымите руки, кто хоть раз видел помоечного кота с атомной бомбой. Не видели? То то же! А вы говорите...)
Итак, когда Маськин был занят воспитанием охапочных котов и спал в ожидании, пока они проснутся, Кашатка руководила Маськиным хозяйством. Маськин иногда подолгу отлучался для воспитания охапочных котов, потому что нередко им случалось разминуться. Бывало, коты проснутся -- Маськин спит или Маськин проснётся -- коты спят. Это у них было прямо как в России с интеллигенцией и народом. У них там та же история. Народ спит -- интеллигенция бодрствует и чего то увещевает, а потом, наоборот, выпьет интеллигенция с горя рюмочку горькой истинно народной настоечки, настоянной на слезах великого народа по великой так и не свершившейся судьбе, и на боковую. Приляжет, обнимет народ и засыпает так нежно и грустно. Тут народ проснётся, раззудит рукой, плечом и прочим народным органом -- глядь, а интеллигенция то почивать изволят с, ну не будить же её, родимую, а то ведь со школьной скамьи народ всосал, что будить кого ни попадя нельзя, а то, знаете, декабристы, Герцен, народовольцы, а потом последние лапти жуй... Нет уж, пусть спит, думает народ, укроет интеллигенцию, подушечку ей на морду, чтоб не храпела, потому как знает народ из выменянных на макулатуру для него интеллигенцией книжек про Гойю, что, мол, разума сон -- рождает чудовищ, так как интеллигенция, как никак, тот самый какой никакой разум и есть, то её народ придушит слегка, чтоб потише сопела, а сам угостится горькой, настоянной на слезах российской интеллигенции, и на боковую, а там интеллигенция опять очухается, подушечку с чистого лика своего отодвинет -- и опять по новому. Может, оно и к лучшему, что интеллигенция у нас с народом не стыкуется, так всё время кто нибудь ещё спит, а кто нибудь горькой угощается. Вроде как неизбывная вахта получается, неусыпное око, можно сказать, которым Россия взирает периодически на остальной мир, несясь в своей чудо тройке, слава Богу, несущейся по кругу и пока ещё не сшибшей всех остальных прохожих, которые пересели на велосипеды и шарахаются от русских буйных скакунов, пока в телеге русский народ не стыкуется с интеллигенцией, хотя оба угощаются горькой, изготовленной из совместных слёз.
Итак, Кашатка была рукодельница, ловила рыбу, рисовала фрукты и очень следила, чтобы в доме не вышло какого нибудь скандала.
Бывало, сидят все и пьют чай, а Кашатка придёт и тоже сядет пить чай с мятой, она любит его помять, и тогда получается чай такой смятый. Ей Плюшевый Медведь говорит: "Ну, как дела?" А Кашатка ему: "Ну, начинается!" Все её тогда спрашивают: "Что начинается?" А Кашатка говорит: "Как что? Сейчас все будут кричать!" и как закричит: "А А А!", и ещё говорит: "Все будут ложки и вилки бросать", и как забросает, и ещё говорит: "Все будут грустить!" и как загрустит, но потом Плюшевый Медведь ей скажет "хи хи." -- вот именно так "хи хи" с точкой, и Кашатка успокоится и ответит: "Как дела, спрашиваешь? Ничего. Нормально!"
А ещё у Кашатки много тенеподобных друзей. Они проходят мимо Маськина и Плюшевого Медведя, запинаются о спящих охапочных котов и так и тянутся вереницей к обеду, где Маськин их строго изучает на предмет маньячности, а Плюшевый Медведь излагает им свою "Кухонную философию Плюшевого Медведя" и учит их говорить "хи хи.", вот именно "хи хи" с точкой, но они говорят то "ха ха!", то "хи хи!", но с восклицательным знаком. Короче, неправильно говорят. А если у них маньячность повышена -- им много варенья не дают, чтобы оно в башку не шибало.
Все Кашаткины друзья ходят в доме в кепках, независимо от пола, национальности и социального положения. Кепка им нужна, чтобы быстро находить голову, когда надо поработать головой -- например, покушать или поковырять в носу. Попытки Маськина снять с них кепку завершаются конфузом с обеих сторон и повышением тенеподобности. А "хи хи." они всё равно говорить так и не научаются...
Глава четвёртая
Маськин и Шушутка
Шушутка владеет многими уникальными предметами: шумелкой, ворчалкой, щипалкой, брызгалкой, думалкой, большими песочными часами, песочным термометром, который для него изобрёл Плюшевый Медведь (мол, если песок в нём горячий -- значит, тепло, а если холодный -- значит, холодно).
Была у Шушутки обижалка, но он её опрометчиво продал по дешёвке, а когда хотел выкупить обратно -- обижалки страшно подорожали. Больше Шушутка ничего продавать не стал, а организовал свою "Brain Company" -- такой бизнес на двух ногах. Возникает у Шушутки, скажем, какая нибудь проблема, у него в голове "Brain Company" активизуется, выскакивают такие микро Шушутки и говорят: "OK guys! В чём вопрос?" И все вопросы решают.
Шушутка очень любит справедливость -- следит, чтобы всем всего давали поровну, и из за этого он даже охапочных котов перекормил и они оба стали бочонкообразными и спали даже больше обычного. Как то дал он одному коту кошачьей вкуснятины, подумал и по справедливости дал и другому коту, потом ему показалось, что второму коту он дал немножко больше, чем первому, и тогда он дал первому ещё немножко, но тогда стало ясно, что второму коту досталось гораздо меньше, и он дал ему ещё, что сделало очевидным, что с первым котом он обошёлся несправедливо, и пришлось ему добавить, отчего второй кот, естественно, оказался в убытке и пришлось опять покормить второго, вследствие чего первому явно досталось меньше и ему пришлось добавить...
Дойдя до середины большого мешка кошачьих вкуснятностей, Шушутка активизировал свою "Brain Company" и задал своим микро Шушуткам задачу, как наладить справедливое распределение вкуснятин между котами. Микро Шушутки подумали и сказали: "OK guys! Чего тут думать -- кормить надо". И Шушутка докормил котам мешок до конца. Вот такой справедливый Шушутка.
А ещё Шушутка интересуется королями и деньгами. Он всегда интересовался, много ли денег у королей и как королями становятся. Маськин ему склеил отличную королевскую корону и сшил мантию. Шушутка покоролевствовал, однако денег у него от этого не прибавилось. А скорее, даже убавилось, потому что все короли должны жить на широкую ногу, а также на широкую руку. Короче, широко жить приходится. Молодая Шушуткина монархия практически сразу столкнулась с непреодолимыми финансовыми трудностями, и Шушутка, поспешно посвятив в рыцари Плюшевого Медведя, обоих котов и хомяка Гамлета в связи с острой необходимостью вышеназванного хомяка в рыцарском звании, сложил с себя сан Его Величества и стал простым подданным Её Величества королевы Западной Сумасбродии, поскольку у той с финансами пока всё было нормально. Так и получилось, что Плюшевый Медведь стал не просто плюшевый медведь, а сэр Плюшевый Медведь. Точно как в книге -- первоисточнике всех рассказов о плюшевых медведях, романе о Винни Пухе.
Поскольку охапочные коты были котом и кошкой, то кота стали называть сэр Кот, а кошку стали называть сэрунья Кошка. Сначала хотели попробовать звать её леди Кошка, но потом пригляделись и всё таки решили звать сэрунья, как производное от титула сэр.
Вообще это уникальное явление -- вдруг ни с того ни с сего быть посвящённым в рыцари. Есть в этом что то с золочёным налётом первостепенности. Так встаёшь с утра и, разглядывая припухлую свою физиономию в истраченном на годы беспечности зеркале, твёрдо решить -- сегодня добиться посвящения в рыцари и, недолго собираясь и раздумывая, отправиться совершать исключительно благородные дела.
Так Шушутка всегда и встаёт для благородных новых дел, которыми Шушутка наполняет Маськин дом и Маськину округу.
Глава пятая
Маськин и Маськины коты
Маськин очень любил зверей. Каких угодно, маленьких, больших, тощих, толстых, пушистых и не очень. Маськина всегда легко было развеселить, если начнёшь его увлекать разными историями про зверей. Поэтому Плюшевый Медведь специально читал в журналах с картинками про разных животных, а потом Маськину подробно и обстоятельно пересказывал. Придёт Плюшевый Медведь на кухню, заляжет на своей лавочке и начнёт про животных рассказывать. А Маськин слушает и хихикает, очень ему все эти лапочно хвостовые истории нравятся. Какие птички когда вылупляются, какие слоны где умываются, и почему киты делают "фыр р р", когда дышат. Ну, вот таким образом подошёл Маськин к идее, что ему надо бы какую нибудь живность в дом завести. Маськин был бы рад радёшенек завести себе корову, лошадок, кроликов, поросят, цыплят, собак, овечек, козлят и так далее. Но Плюшевый Медведь, который Маськино внимание к себе делить ни с кем не хотел, считал, что в качестве домашних животных Маськину хватает и тапок.
Маськин так загрустил, что Плюшевый Медведь не хочет живность заводить, что чуть было не заплакал, и Плюшевый Медведь сразу согласился завести кота, потому что он Маськина любил и не хотел его расстраивать, а когда тут же на радостях Маськин завёл маленького рыженького котёнка, Плюшевый Медведь его сразу полюбил, стал с ним возиться, таскаться и воспитывать в плюшевом ключе.
Вообще возможность пообщаться с котом представляется, только пока он маленький -- тогда он ещё куда то бегает, за чем то скачет и вообще проявляет высокую жизненную активность. Чуть повзрослев, рыжий кот приобрёл философский характер и позолотел цветом шкуры. Он много обдумывал свои философские мысли, редко ими делясь, по большей части проводя время во сне в разных позах.
Вообще это занятие можно было назвать сонный туризм или туристический сон. В течение одного дня Золотого кота можно было встретить спящим на всех столах, на всех стульях, на всех кроватях, на всех креслах, не говоря уже о таких экзотических туристических местах, как крышка рояля и бельевая корзина с чистым бельём.
Со временем Маськин определил поразительную закономерность в передвижении мест для сна Золотого кота в течение суток. Как молодой несмышлёный росток ворочает свою несмелую головку в направлении солнца, Золотой кот начинал утро с солнечного блика на полу в спальне, потом переходил вместе с ним в коридор, гостиную и т.д. Плюшевый Медведь, порывшись в своей Энциклопедии Плюшевого Медведя, обнаружил, что потребность Золотого кота в солнце обусловлена процессом котосинтеза, которым многие коты постоянно занимаются. Только если в результате фотосинтеза образуются питательные вещества и кислород, полезные для всех окружающих, в результате котосинтеза ничего, кроме того же самого кота, не образуется. Вы скажете, зачем же он нужен, этот котосинтез? Котосинтез нужен ради самого процесса. А вы представьте себе -- лежишь, котосинтезируешь, хвостом помахиваешь -- хорошо.
Философские мысли Золотого кота всё время вращались вокруг самих себя, уходили в глубину, подолгу зависали в воздухе, удлинялись, растягивались и переходили в не менее философские сны. Однако несмотря на то, что никому в Маськином доме никогда не удавалось не то что записать ни одну кошачью мысль, но даже достоверно её расшифровать, Золотого кота все в доме считали самым мудрым; и даже Плюшевый Медведь, известный в своих плюшевых кругах как великий поэт и философ, считал Золотого кота не больше не меньше своим учителем и наставником. Это были золотые дни для Золотого кота. Его ещё никто не таскал в охапке, не называл глупым котом и не объединял в группу под обидным названием "охапочные коты", которым стали называть представителей семейства кошачьих в Маськином домес тех пор, как в нём появилась кошка Бася.
Кошка Бася была полной противоположностью Золотому коту. Она была первозданно глупа, забывчива, суетлива, назойлива, взбалмошна. Скакала повсюду, как дура, и норовила укусить Золотого кота за голову, задние отделы, лапы и хвост. Золотой кот чуть было не госпитализировался с диагнозом "ушиб кота", когда свалился с лестницы, неожиданно атакованный придурочной игруньей. У Золотого кота философские мысли стали тускнеть, он стал нервным и принимал на ночь аспирин от головной боли. Он так расстроился, что даже по ошибке назло написал Маськину на кровать. Так плохо Золотому коту не было с тех пор, как его укусила неядовитая змея и он собрался помирать, пока Плюшевый Медведь не вычитал в своей Энциклопедии, что змея неядовита, тогда Золотой кот выздоровел. Нередко нас сражают мнимые недуги -- посмотришь по телевизору про птичий грипп и начинаешь чихать по птичьи: "Кудах апчхи! Кудах апчхи!", и тянешься за пачкой какого нибудь "цып цып мицина", или вот Плюшевый Медведь услышал по радио про коровье бешенство и весь пятнами покрылся, как леопард. Маськин его жалеет, пятнышки ему закрашивает, а сам так строго спрашивает:
-- А ты почему пятнами то покрылся?
А Плюшевый Медведь говорит:
-- Ну, божьи коровки то пятнистые!
Он просто перепутал и решил, что речь идёт о бешенстве божьих коровок, с которым Маськин дом столкнулся в позапрошлом году.
Тогда в дом набилось огромное количество божьих коровок, которые шатались пьяными стадами по потолкам и периодически падали в чай, компот и даже в кашу Плюшевого Медведя.
Вообще бешенство среди насекомых встречается очень часто. В Энциклопедии Плюшевого Медведя были описаны случаи комариного бешенства (когда комары пытаются укусить водосточную трубу), пчелиного бешенства (когда пчёлы пытаются опылить освежитель воздуха), стрекозиного бешенства (когда стрекозы запрашивают разрешение на посадку на вертолётной площадке) и бешенство железнодорожных семафоров, которые хоть и не насекомые, но в Энциклопедии Плюшевого Медведя относились к насекомым, потому что тоже обладали выпученными зелёными и красными глазами.
Итак, кошка Бася добилась того, что Золотого кота передёргивало при упоминании её имени и он не сразу позвал на помощь, когда Бася с повязанным у неё на шее жёлтым воздушным шариком забилась под диван, под который шарик, разумеется, не влез. Дура Бася рвётся, а верёвочка затягивается, а она рвётся, а верёвочка ещё сильнее затягивается. Когда Бася захрипела и притихла, Золотому коту стало её жалко -- он вызвал Маськина, и тот высвободил придушенную дурную кошку. Шарик Плюшевый Медведь с Шушуткой отпустили в небо и стали по нему стрелять из духового ружья. Но шарик был не дурак и улетел в вышину, где встретил воробья, пожаловался ему на случившееся, и тот охотно наделал Плюшевому Медведю на темя, совершенно бесплатно, чисто из пилотного чувства взаимовыручки, которое объединяет всех воздухоплавателей, каковыми воробей и воздушный шарик, безусловно, являлись. Воздушный шарик продолжил свой полёт на север и закончил свои скоротечные дни в одном эскимосском посёлке просто резиновой тряпочкой, которой местный друг ледяных полей эскимос затыкал бутыль с огненной водой, приобретённой на пособие по безработице, выплачиваемое ему нехорошими людьми с юга, чтобы он окончательно спился.
Бася, получив вторую жизнь из набора своих девяти кошачьих жизней, зауважала Золотого кота, перестала лезть в его миску и даже стала поспокойнее и попривлекательнее. Вот что делает с божьей тварью близость неминуемой гибели от удушения верёвочкой от шарика, который не влазит под диван в то время, как эта самая божья тварь из последних сил, хрипя и задыхаясь, как раз под этот диван и лезет. Так и мы -- набросив на себя, играючи, петельки от наших воздушных шариков, лезем под диваны что есть сил и молим Всевышнего, чтобы он нам послал Золотого кота, который позовёт Маськина, нас высвободят из петли, мы станем хорошими, как будто бы нельзя стать хорошими и без этого исключительного приключения.
Несмотря ни на что, статус котов в Маськином доме понизился. Их стали таскать охапками и называть охапочными котами. Золотой кот решил выучить французский и уехать от всего этого кошмара в Париж в институт Пастера, где ему давно предлагали место заведующего лабораторией котосинтеза. Он открыл учебник французского, но на третьей букве его стала одолевать зевота, на четвёртой зевота усилилась и перешла в спазмообразное мурчание. Когда Золотой кот проснулся на следующий день, вместо учебника французского под ним лежал техпаспорт велосипеда Шушутки, а механиком Золотой кот становиться не захотел. Так он и остался проживать в Маськином доме, твёрдо решив, что если Маськин заведёт третьего кота, он всё таки выучит французский или уйдёт жить к эскимосу, потому что он хоть человек и небогатый, но весёлый, хоть и не по природе, а от огненной воды.
А французский язык выучил Плюшевый Медведь, потому что он пригласил на чай мусье Сильвуплешкина и очень хотел у него выяснить, что значит по французски "сильвупле".
Глава шестая
Маськин и мусье Сильвуплешкин
Мусье Сильвуплешкин появился в доме Маськина внезапно. Вообще то его пригласил Плюшевый Медведь после того, как однажды утром выучил французский язык. Мусье Сильвуплешкин жил по соседству в небольшой, но гордой стране Квебекестан. Плюшевый Медведь прочёл знаменитую книгу мусье Сильвуплешкина под названием "На кой французам Бородино?" и очень восхитился его начитанностью, учёностью, а главное -- личным знакомством с самим мэтром Наполеошкиным, который заведовал местной колбасной фабрикой. В Квебекестане вообще проживало много французских знаменитостей: мусье Бомарше Пресспапьешкин -- управляющий Квебекестанской типографией, мусье Робеспьершкин -- личный секретарь палача и мусье Луи Дефюнескин -- начальник железнодорожной станции Сюрприз. Все эти уважаемые господа были добрыми приятелями мусье Сильвуплешкина -- историка и географа по образованию и заядлого коллекционера пульверизаторов. Плюшевый Медведь не мог не приобщиться к такому интеллектуально бурлящему сословию Квебекестана и написал пригласительное письмо:
Пригласительное письмо Плюшевого Медведя
Мон шер мусье Сильвуплешкин!
Же Вас приглашаю на салат оливье, а на сладкое -- суфле с курасоном.
До встречи, пока,
Плюшевый Медведь.
Плюшевый Медведь лизнул марку с изображением королевы Западной Сумасбродии, отчего та наморщилась и почесала полизанное место. Плюшевый Медведь удивился, но потом понял свою ошибку: он лизнул марку не с той стороны. Зализанная королева повернулась к Плюшевому Медведю, и он лизнул её с правильной стороны, наклеил марку и отправил письмо.
Вообще лизание зада сановных особ есть занятие чистое, потому что сановные особы следят за собой и всегда наносят небольшой слой клея, чтобы марки с их изображением лучше приклеивались. И кому мы только не лизали зад со времён изобретения почтового сообщения, которое позволяет чихнуть в конверт и послать гриппозную заразу на другой конец света! Лизали мы зад королей и премьер министров, Мао Цзедунов и других коммунистов. У Плюшевого Медведя всегда с этим была проблема. Не то чтобы у него не хватало слюны, а просто стоило ему лизнуть зад какой нибудь сановной особы, как его тут же начинало тошнить, и одно время Плюшевый Медведь мочил марки под краном, но от этого сановные персоны конфузились и письма не доходили к адресатам, зато доходили куда следует, и оттуда Плюшевого Медведя попросили сделать над собой усилие и лизать, как все. Плюшевый Медведь поохал и решил, что если уж лизать, то королеве Западной Сумасбродии -- потому что она выглядела как то почистоплотнее.
Вот поэтому никто в Маськином доме не удивился, когда сначала в прихожей, а потом по лестнице заслышался дробный стук маленьких ножек и характерные вскрики:
-- Ву а ля! Ву а си!
Оплатите такси!
Маськин выбежал расплатиться с таксистом. На счётчике стояла цифра, означающая дату, а может, телефонный номер. Во всяком случае, эта цифра не могла означать оплату проезда даже из Квебекестана. Таксист, однако, вежливо объяснил, что мусье Сильвуплешкин по пути в гости к Плюшевому Медведю заехал на минутку в Париж, где купил свежих вафель на бульваре у Лувра, затем заехал в Алжир, где приобрёл в качестве гостинца инжир, и наконец заскочил на Французский атолл в Тихом океане, где французский посол лечился от лучевой болезни, которую сначала считали французским насморком, потом звёздной болезнью, но когда испытания ядерного оружия на атолле участились и жене посла, которая не любила спать со светом, стало мешать, что французский посол по ночам слишком лучился и даже прожёг матрас в двух месстах, его признали больным лучевой болезнью. На Французском атолле мусье Сильвуплешкин, лучевой посол и таксист Жак Агош, что по французски значит Жак Налево, съели вафли и инжир, предназначенные для Плюшевого Медведя, и поэтому Жак Агош зарулил на обратном пути в Алжир и Париж, чтобы пополнить запасы инжира и вафель, которые мусье Сильвуплешкин по ошибке случайно всё таки съел практически непосредственно перед прибытием к Плюшевому Медведю.
Кроме того, Жак Агош, в отличие от своего напарника Филиппа Адруа (что значит Филипп Направо), всё время заворачивал налево, отчего такси простаивало в злачных районах Алжира и Парижа, а счётчик всё тикал.
Маськин расплатился за такси в рассрочку, выписав Маськин чеки на год вперёд, потому что не мог отказать в гостеприимстве французскому другу Плюшевого Медведя.
Мусье Сильвуплешкин бегал по Маськиному дому в поисках чего то, что он называл "франкофон".
-- Где у вас франкофон?! -- волновался мусье Сильвуплешкин, а Плюшевый Медведь лихорадочно рылся в словаре, чтобы узнать, что это такое. В словаре такого слова не находилось, но потом оказалось, что Медведь листал норвежско барвазанский словарь, где французские слова, как это ни удивительно, встречались нечасто.
Наконец, найдя в правильном словаре, Плюшевый Медведь узнал, что франкофон -- это такой телефон, по которому можно было говорить по французски. Обычные телефоны, по мнению жителей Квебекестана, так сильно искажали прозрачное французское произношение, звуча недостаточно в нос, что они по ним разговаривать отказывались.
Дело в том, что мусье Сильвуплешкину нужно было срочно позвонить своей супруге мадам Сильвуплешкиной, которая всегда очень беспокоилась, когда муж шлялся где то ещё, а не сидел, как обычно, у своей любовницы, с которой мадам Сильвуплешкина была на короткой ноге, руке и кое чём ещё, о чём не пишут в произведениях, предназначенных для широкого круга читателей.
В Маськином доме франкофона не нашлось, и Плюшевый Медведь выдал мусье Сильвуплешкину свою подзорную трубу, из которой заблаговременно вытащил стёклышки и птичье гнездо, которое в ней свили попугаи, проводя там свой второй медовый месяц, наблюдая звёзды и отдыхая от обучения слову "пиастры", которому Шушутка их умудрялся обучать посредством компьютера. Он записал один раз на компьютер слово "пиастры", и тот повторял это слово день и ночь, отчего у попугаев безумно разболелись головы. Они говорили Шушутке, что уже знают слово "пиастры", потому что любой фабричный попугай выходит с конвейера, зная слова "пиастры", "Попка дурак" и фразу "Есть хочу", которая используется для самообслуживания. Однако Шушутка решил закрепить их знания, отчего им пришлось переместиться в подзорную трубу, где компьютер было не так слышно.
Мусье Сильвуплешкин схватил подзорную трубу, протянул её к уху мадам Сильвуплешкиной в Квебекестане и затараторил по французски: "Я у Плюшевого Медведя, не беспокойся, ма шери!"
Однако мадам Сильвуплешкина ничего не могла разобрать, потому что самодельный франкофон недостаточно гнусавил в нос, и мусье Сильвуплешкину пришлось надеть на нос бельевую прищепку, чтобы соответствовать наивысшим стандартам французского произношения, принятым в телекоммуникационной системе достославного Квебекестана. А подзорную трубу после разговора с мадам Сильвуплешкиной французский гость попросил завернуть, потому что больше для рассматривания звёзд она не годилась, как, впрочем, и для проживания очумелых от слова "пиастры" фабричных попугаев. Бельевую прищепку Маськин завернул вместе с трубой, дописав: "Авэк ле комплема дё ла мезон дё Маськин", что значит: "С приветом! Маськин".
Сели пить чай. Сначала поели салат оливье, который очень любил Плюшевый Медведь, потому что он с зелёным горошком. Был бы он с красным горошком или там, скажем, с голубым, Плюшевый Медведь любил бы его не так, но с зелёным горошком он его просто обожал.
Мусье Сильвуплешкин оказался брюзгой. Он долго ковырял вилкой в салате и занудливо растолковывал, что в настоящем салате оливье и сорт картошки должен быть другой, и морковка должна быть более рыжей, и вообще готовить его должен повар по имени Оливье, а не какой то Маськин (или как там он у вас зовётся?) совершенно без парижского диплома поварских искусств. Короче, сплошное "се па са" получалось, хотя салат весь выкушал, а потом залихватски заявил, что и вилки у вас к салату были неправильные. "У нас, -- говорит, -- в Париже в носу пальцем не ковыряют. На это специальная ложка имеется". Политически подбитые тапки Маськина решили послать поздравительную телеграмму главе французского правительства: "Поздравляю Вас с ложкой!" -- настолько они были поражены недосягаемым уровнем французской культуры. Суфле тоже оказалось вяловатым, не говоря уже о курасонах, в которых куры были недостаточно сонными на вкус мусье Сильвуплешкина.
Плюшевый Медведь завёл приятную беседу, справляясь о досточтимых знакомых мусье Сильвуплешкина, о которых Плюшевый Медведь часто читал в квебекестанских газетах.
-- Как изволит с поживать уважаемый мэтр Наполеошкин? -- закискисеил Плюшевый Медведь. А ему мусье Сильвуплешкин запуркуашил обратно, что, дескать, мэтр Наполеошкин ныне в отпуске на острове Святой Линнетт, где пишет мемуары о своём славном руководстве колбасной фабрикой. Первую часть мэтр Наполеошкин уже написал. Она называлась: "Как я отколбасил австрияков и других колбасников". Теперь же он работал над самой сложной частью мемуаров: "Как я отколбасил Россию", которая вступала в резкую полемику с уже опубликованными мемуарами господина Кутузкина под названием: "Как я отколбасил Наполеошкина". Все эти работы интересовали мусье Сильвуплешкина прежде всего как историка, а также не в последнюю очередь как автора замечательной работы "На кой французам Бородино?", которая последовала после двух блистательных трактатов "Кто победил при Ватерлоо?" и "Мы ещё скажем своё НО!" По последней работе был даже поставлен художественный фильм с Пьером Ришаркиным в роли "Мы", где он всё время скакал на игрушечной лошадке и размахивал детской атомной бомбой.
-- Вы недооцениваете французов, -- заявил мусье Сильвуплешкин, прыская одеколоном из коллекционного пульверизатора себе на плешь. -- Мы ещё покажем всем своё о ля ля!
День клонился к вечеру, на часах мусье Сильвуплешкина, снятых с собора Парижской Богоматери, пробило семь раз, и он, попросив у Маськина запаковать в дорогу остатки салата оливье, курасонов и суфле, ко всеобщему разочарованию рано откланялся и пошёл к себе домой прогуляться пешком, благо рядом было.