| |
Детские стихи для куклы-перчатки. Маленькие дети очень любят, когда оживающая Сорока-ворона уговаривает их вставать, поет колыбельную, протягивает ложку нелюбимой, но почему-то ставшей вкуснее каши. |
Олеся Емельянова
(книга игр и стихов для одной куклы-перчатки)
Если у вас есть кукла-перчатка "Сорока-Ворона" или подходящая для этих целей игрушка, то вы сможете с ее помощью поиграть с малышом, попеть веселые песенки и рассказать много интересных и полезных историй обо всем на свете. Необходимые для занятий картинки скачайте здесь и распечатайте на цветном принтере.
В этой веселой игре ворона является ведущей. Она не спеша читает стишок, а малыш должен, если услышит "КАР!", хлопнуть в ладоши. Игра повторяется до тех пор, пока все "КАР!" не будут обнаружены. А после игры спросите своего малыша, какие еще "вороньи" слова он знает.
Села гуля на карниз,
Посмотрела гуля вниз.
Гуля, гуля, не зевай -
Крошит Вася каравай.
Только хлебушек от гули
Кот Карпуша караулит.
Уходи, Карпуша,
Гуля хочет кушать!
У Макара-рыбака
Через дом течет река -
От зари и до зари
Ходят в гости пескари,
Щуки, карпы, караси.
Хоть ведром их выноси!
Не умыты, бородаты
По морям плывут пираты,
Кулаками в борт стучат
И "каррамба" всем кричат.
Чуть завидят каравеллу,
Приступают сразу к делу.
Любит бравый экипаж
Брать суда на абордаж,
А потом грузить в свой трюм
Карамель, торты, изюм,
Макароны и картошку,
А еще кота и кошку,
Чтобы крыс они гоняли
И запасы охраняли.
В пустыне Каракумы
Лежат вверх пузом дюны,
Гоняют их самумы
Вперед, назад, вперед.
Там ходят караваны
В заоблачные страны,
И за большим барханом
Злой каракурт живет.
Для этой игры вам понадобятся 16 маленьких карточек с изображением ворон и зверей. Сложите карточки в одну стопку, тщательно перемешайте и разложите в четыре ряда по четыре карточки картинками вниз. Цель игры - поймать как можно больше ворон. Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок смотрит одну (только одну!) карточку, но никому ее не показывает. Если на ней есть хотя бы одна ворона, то он предъявляет ее другим игрокам и берет ее себе. Если на ней кто-то другой (мышь, медведь, белка, черепаха с улиткой, бобры или муравьи), то он кладет карточку закрытой на прежнее место.
Игра заканчивается, когда на поле останутся 6 карточек. После этого подводятся итоги. Засчитываются только взрослые вороны (птенцы не считаются).
Для этой игры вам понадобятся 16 маленьких карточек с изображением ворон и зверей. Возьмите несколько карточек, разложите их перед малышом открытыми и пусть ворона скажет:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы ворон считать!
Шесть, семь, восемь, миллион!
Ну, так сколько здесь ворон?
Начинать лучше с небольшого числа карточек, постепенно увеличивая количество как ворон, так и вносящих путаницу зверей. Когда ваш малыш уже без труда будет считать до десяти, можно перейти к простым арифметическим действиям, иллюстрируя их с помощью карточек-ворон. Например, сидело две вороны, к ним прилетела еще одна, сколько теперь ворон? А сколько их останется, если после этого две улетят? И так далее...
В теплой норке спят мышата,
Спит за печкою сверчок,
Спят у речки камышата,
Спит на грядке кабачок.
Спят усталые ромашки,
И полянки тоже спят.
Спят под листиком букашки,
Ручейки во сне журчат.
Спят в берлоге медвежата,
И бельчата спят в дупле.
Вместе с мамой кабанята
Спят под дубом на земле.
Спит в чужом гнезде кукушка,
Спит ворона на лету,
Спит царевна, спит лягушка,
Спят солдаты на посту,
И, накрывшись одеялом,
Солнышко за лесом спит.
Ты устал, и я устала
(Ты устала, я устала) -
Ломит клюв и хвост болит.
Глазки закрывай скорее,
Спать тебе давно пора.
Не могу как соловей я
Петь до самого утра.
Баю-бай, баю-баюшки,
Ножки спят, и ручки спят,
Спят в кроватках ушки, брюшки,
Тихо носики сопят.
Баю-бай, давно уснули
И подушка, и кровать,
Мама спит уже на стуле
И ворона хочет спать.
Спит вода в закрытом кране,
Спит оконное стекло.
Домовой спит на диване,
Только нам не повезло...
Кто всех раньше спать каждый вечер ложится,
Кто к своей кроватке быстрей добежит,
Самый лучший сон тому ночью приснится,
А ворона будет его сторожить.
Это сон волшебный, совсем настоящий,
Можно в нем без крыльев по небу летать.
В нем тебя никто никуда не утащит,
Сами мы утащим его под кровать.
Засыпай скорей, надо нам торопиться,
А не то достанется сон наш другим.
И медведь какой-нибудь или лисица
Будут скороходы носить сапоги.
Ждут нас в этом сне кот Баюн и принцесса,
Ждут три колобка и волшебный клубок.
Нас они тропинками сонного леса
Уведут на север, юг, запад, восток.
Пусть будильник в доме никто не заводит,
Будем спать с тобой до часов десяти!
Слышу я, как сон этот в дверь нашу входит.
Глазки закрывай! Вот он, не упусти!
Мы ворон с тобой считали
Целый день,
Целый-целый день!
Мы играли и гуляли
Целый день,
Целый-целый день!
А теперь в твою кроватку
Нам пора,
Нам уже пора.
Будем спать с тобою сладко
До утра,
Ночь всю до утра!
Мама спит, и спит ворона,
Папа спит,
Даже папа спит.
Кто не спит, тот вне закона -
Он бандит,
Самый злой бандит!
Только совы могут ночью
В лес летать,
В темный лес летать,
И всех тех, кто спать не хочет,
Там хватать,
В том лесу хватать.
Ну, а мы с тобой в лес темный
Не пойдем,
Нет уж, не пойдем.
Ляжем мы в кроватку дома
И уснем,
Мы с тобой уснем!
Ходит по тучам луна,
Смотрит в окошко она.
Кто маме спать не дает?
Чья здесь ворона поет?
И почему, отчего
Спать не уложит его?
Ходит по улицам ночь,
Хочет вороне помочь.
Может она нам с тобой
Сон дать на выбор любой.
Я уже выбрала свой.
Плохо работать совой.
Глазки скорей закрывай.
Спи, баю-кар! Баю-бай!
Кар! Ку-ку! Ку-ка-ре-ку!
В поле сеяли муку,
А пока ты смотришь сны,
Там уже взошли блины.
Если сразу не проснуться,
Если два часа тянуться,
Нас слоны опередят -
Сами все блины съедят!
Если рано просыпаться,
Можно многое успеть.
Можно вдоволь налетаться,
Можно много песен спеть.
Солнышко на небе светит,
Лучиком стучит в окно,
И все правильные дети
Кашу кушают давно.
Мы с тобою не отстанем,
Каши больше всех съедим!
Вот сейчас с тобой мы встанем,
Умываться полетим.
А потом на радость маме,
Волку серому назло,
Все съедим и выпьем сами,
Чтобы нам всегда везло!
Я уже давно проснулась,
Я уже везде была
И опять к тебе вернулась.
Ну, и как твои дела?
Ты не спи, ты просыпайся,
Я не сплю, и ты вставай!
На лужайке сотня зайцев
Заигрались в каравай!
Каравай! Каравай!
Ты глаза не закрывай!
А закроешь ты глаза,
За тобой придет коза!
Хватит нежиться в постели!
Просыпайся! Ну, давай!
Чтобы завтрак твой не съели
Ни автобус, ни трамвай!
Раз трамвай, два трамвай -
Все кричат тебе: "Вставай!"
Поскорей протри глаза,
Слышу я, идет коза.
Кто ее не ожидает?
Забодает, забодает!
Чтобы вырасти скорее
Всех сильней и выше всех,
Всех прекрасней и мудрее,
Надо каши сто телег!
В ней сокрыта сила наша -
Это знает стар и млад!
Не сравнятся с чудо-кашей
Ни торты, ни шоколад!
Мамы все любимым детям
Кашу варят по утрам.
Средства нет верней на свете,
Чтоб не бегать к докторам.
Так что много каши кушай
И тарелку оближи.
Маму и ворону слушай
И спасибо нам скажи!
Чтобы было интересней,
Будем есть мы кашу с песней!
Два часа она варилась,
Песня в каше растворилась.
Кто ее положит в рот,
Сам ту песню и споет!
Самый верный способ есть!
Чтобы эту кашу съесть,
На тарелку мы подуем,
Кашу ложкой заколдуем,
Никому не отдадим,
Сами мы ее съедим.
Первую съедим мы ложку
За кота, котят и кошку,
Чтобы эти мяумурки
Поиграли с нами в жмурки.
А вторую ложку каши
Мы съедим за маму нашу,
Чтобы за день не устала,
На ночь сказку рассказала.
Посвятим мы ложку третью
Папе лучшему на свете,
Пусть от скуки нас спасет -
Сто игрушек принесет!
Ну, осталось нам немножко!
Эту мы опять за кошку,
Эту ложку за коня,
Остальное за меня!
В этом разделе вы найдете шесть рассказанных вороной историй, с помощью которых можно познакомить малыша и обсудить с ним такие важные темы, как семья, дом, времена года, домашние и дикие животные. Помните, что эти маленькие уроки будут тем интереснее для ребенка, чем более эмоционально вы их проведете, поэтому заранее ознакомьтесь с текстом занятия и методическими указаниями, выделенными курсивом.
Следует также учитывать возраст и степень подготовленности ребенка. Если занятие является первым знакомством малыша с той или иной темой, то при первом прочтении не просите его выполнять задания, а с помощью вороны сами все расскажите и покажите на прилагающихся картинках. Маленькому ребенку не так просто сразу все запомнить, поэтому делайте между занятиями паузы в несколько дней и возвращайтесь к одному и тому же занятию несколько раз, если оно вызывает трудности, или наоборот очень понравилось.
Ворона знакомится со своим маленьким другом и рассказывает ему о себе и своей семье. Приготовьте для этого занятия 9 карточек с изображениями ворон и еще несколько с изображениями любых других героев. Перед началом сложите все карточки в одну стопку.
Открывайте окна смело,
К вам ворона прилетела!
Буду я у вас гостить,
Никому не дам грустить!
Много я историй знаю,
Ведь не даром я летаю
В синем небе день-деньской,
У меня талант такой!
Раскрывай пошире уши,
Про меня рассказ послушай
И про всю мою родню.
Я ее сто раз на дню
Вспоминаю, если слышу
Карканье с соседней крыши.
Да и вся моя родня
Так похожа на меня,
Что я зеркало порою
Путаю с родной сестрою.
Говорю ему: "Привет!",
А оно молчит в ответ.
Отраженье - это что-то!
Но куда забавней фото -
Тот, кто в рамочке сидит,
Никуда не улетит,
Слова поперек не скажет,
Глупой ссоры не завяжет,
Знай сидит себе внутри.
У меня здесь, посмотри,
Фотографий разных пачка.
И на крыше есть заначка.
Там их - целый миллион!
Но не все там про ворон.
Да и здесь, наверно, тоже.
Вот сейчас мы их разложим...
Ворона берет карточки и раскладывает их перед малышом в произвольном порядке открытыми.
Страсть похвастаться охота,
Только много их тут что-то.
Посмотри со всех сторон
И оставь одних ворон!
Пусть малыш самостоятельно уберет лишние карточки. Если он совершает ошибку, спросите у него, почему он так считает, и вместе придите к правильному решению.
Прадед мой был всем известен
Как герой былин и песен.
На распутье он сидел,
Во все стороны глядел.
Ждал богатырей досужих,
Тех, кому совет был нужен,
Дальше путь куда держать
И кого мечом сражать.
Где-то тут он был на фото,
Только не найду я что-то.
В общем, ты тут не зевай,
Мне картинки подавай!
Малыш здесь и далее по тексту должен найти среди других карточек нужного героя по его словесному описанию.
Точно! Вот Карпатий дед,
Триста лет ему в обед!
А прабабушка Каркона
Белая была ворона!
Коль честной народ не врет,
Даже "Кар!" наоборот
Всем при встрече говорила,
На себе гнездо носила.
Прослыла она в миру
Настоящим кенгуру,
Но была женой примерной,
Очень любящей и верной.
У нее, в конце концов,
Много вывелось птенцов.
Среди них был дед мой Карл,
Он кораллы собирал.
А жена его Каркуша
Страсть любила кашу кушать -
Целый день ее варила,
Малых детушек кормила.
Было каши той немало -
Всем всегда ее хватало,
И папаша мой Макар
Вырос с добрый самовар.
Стал он вожаком всей стаи -
С ним пятьсот ворон летает.
Папе и сова при встрече
Не осмелится перечить!
Ну, а мать моя Карина
Обожает магазины,
Время ей не жаль терять
И наряды примерять.
На гнезде ей не сидится,
Но мой папа ей гордится.
Ведь пятьсот ворон признали,
Что красивей не видали.
Не видала даже я!
Это ж мамочка моя!
Как они, на маму тоже
Я мечтала быть похожей -
Ленты в хвост себе вплела,
Маникюр на два крыла
Сделала. Но толку мало -
Только перья поломала!
А Кармэн, моя сестра,
Очень на язык остра.
Говорит мне: "Вот так смех!
Выглядишь ты хуже всех!
Лучше быть самой собою,
Чем вороною другою".
А сама то, а сама -
Ни наряда, ни ума!
Целый день сидит на елке
И считает там иголки.
Знает даже белый слон -
Их на елке миллион.
"Там одни ежи гнездятся!" -
Шутят так мои два братца
Карп и Поликарп. Они
Стоят ста ворон одни.
Любят пошалить немножко,
Подразнить кота и кошку,
А потом везде хвалиться,
Что страшней их нету птицы!
Вот и вся моя семья,
Ей могу гордиться я!
А теперь хочу я знать,
С кем мне жить да поживать.
Про себя мне расскажи
И альбом свой покажи.
Очень посмотреть охота
На твое в альбоме фото,
И туда добавить снимки,
Где с тобою мы в обнимку!
Если малыш живо откликнулся на слова вороны, предоставьте ему рассказать, что он знает о своей семье. Иначе расскажите ему сами, что у вас дома тоже есть фотоальбом, вместе рассмотрите его, стараясь задавать ребенку как можно больше вопросов о членах семьи, с которыми он уже хорошо знаком. А через некоторое время попросите самостоятельно все рассказать и показать.
Ворона рассказывает своему маленькому другу, какие бывают домики у зверей и птиц. Приготовьте для этого занятия 7 карточек с изображениями животных в своих домиках и сложите их в стопку в той последовательности, в которой они встречаются в рассказе. Когда в тексте упоминается домик того или иного героя, покажите малышу соответствующую картинку и дайте достаточно времени, чтобы он мог хорошенько ее рассмотреть, и только потом продолжайте рассказ.
Кар! А это снова я!
Мы теперь с тобой друзья.
Не люблю сидеть без дела,
Вот взяла и прилетела.
Интересно очень ведь,
Как живешь ты, посмотреть!
Лучше нету в мире дома,
Это ж целые хоромы!
Нет, нельзя в таком дому
Жить без друга одному.
Редкая на свете птица
Может домом похвалиться -
Хоть вороны гнезда вьют,
В них вороны не живут.
Там для воронят-малышек
Мамы служат теплой крышей,
Чтобы дождь и холода
Не добрались до гнезда.
Птицы по миру кочуют,
Где ни попадя ночуют.
Но не все живут, как мы.
С наступлением зимы
Все медведи понемногу
Забираются в берлогу
И храпят там до весны,
Смотрят про малину сны.
Мне про это говорил
Сам Топтыгин Михаил.
А еще есть дом у мышек,
Серых маленьких воришек.
Глазки-бусинки таращат
И к себе все в нору тащат -
Под перины и матрасы
Прячут на зиму запасы,
Чтоб зимой не горевать,
Жить себе да поживать.
Вот, смотри, мышь Сыроежка
Прячет в нору два орешка,
У нее уже там есть
Колосков пшеничных шесть.
Белочки мышей не хуже,
Утепляют дупла к стуже -
Стелют мох взамен ковра,
Чтоб холодные ветра
Ночью не мешали сну.
Так сподручней ждать весну.
Видишь, белка Скалозубка
Зимнюю надела шубку
И сидит в своем дупле.
Хорошо ей там, в тепле.
А вдоль берега реки
Леса нет - одни пеньки.
Без пилы и топора
Строят хатку два бобра,
Чтобы запасти там веток
И кормить зимою деток.
Бобр Бобрович и Бобровна
Уложили бревна ровно,
И теперь у них веселье -
Скоро справят новоселье.
А букашки иногда
Строят даже города.
В муравейнике высоком
Миллион дверей и окон,
Только их царице мало -
Строить дальше приказала.
А улитка с черепахой
Целый день дрожат от страха.
Чтобы не шутить с судьбой,
Носят домик свой с собой.
Он у них ужасно тесный
Да, к тому же, одноместный.
Не соображу никак,
Ну зачем им дом-рюкзак?
У тебя - другое дело,
Я бы тоже так хотела.
В доме у тебя тепло,
И уютно, и светло -
Хорошо зимой и летом,
Лучше в целом мире нету!
Ты мне дом свой покажи
Да про все тут расскажи
Что, зачем и почему,
Я сама-то не пойму.
Если малыш живо откликнулся на просьбу вороны, предоставьте ему возможность провести для нее экскурсию по дому. Пусть ворона спрашивает, где он спит, где он ест, зачем нужна каждая из комнат, задает вопросы о мебели, бытовой технике, игрушках и других вещах, попавшихся ей на глаза. Если же ребенок смущен просьбой и не готов сам про все рассказать, то проведите экскурсию для него и для вороны, а потом вместе отгадайте загадки по этой теме, их вы найдете в следующем разделе.
Ворона рассказывает про то, каких зверей и птиц можно встретить в деревне. Для этого занятия возьмите одну большую карточку-картинку с изображением деревенского дома и его окрестностей. Для большей образности приготовьте чашку теплого молока. По мере прочтения просите малыша показать или показывайте сами на картинке героев, о которых рассказывает ворона.
Я с тобой навек дружу!
И сегодня расскажу
Про уютную избушку
И про бабушку-старушку.
У нее в гостях была,
Молочка вот принесла.
Ты его скорее пей,
Сразу будет веселей!
Много молока парного
Бабушке дает корова.
Для нее все сено косят,
А она на шее носит
Новый колокольчик звонкий,
И зовут ее Буренкой.
У Буренки есть рога
И копыта на ногах.
Рядом с ней всегда теленок,
Маленький ее ребенок.
И теленку своему
Говорит Буренка: "Му!"
Это значит: "Будь хорошим!"
А по лугу скачет лошадь,
У нее есть хвост и грива.
Согласись, она красива.
Вместе с ней - ее ребенок,
Симпатичный жеребенок.
Чтобы похвалить его,
Скажет лошадь: "Иго-го!"
Подрастая с каждым днем,
Скоро станет он конем.
Знают все, что у бабуси
Есть еще в хозяйстве гуси.
Гуси плавают в пруду
И находят там еду,
Ведь у них как ласты лапки
И они не носят тапки.
Каждый гусь собой гордится,
Очень важная он птица.
У гуся серьезный вид.
Если сердится - шипит!
Учит каждая гусыня
Плавать дочь свою и сына -
От рассвета до заката
Тренируются гусята,
Плавают по десять в ряд,
"Га-га-га" всем говорят.
Это в переводе "Здравствуй".
Гуси очень любят хвастать,
Что у диких у гусей
Карта есть планеты всей.
Ведь они везде летают,
Что творится в мире, знают.
Но такие не одни
Перелетные они.
А вот куры не летают,
Хоть всю жизнь о том мечтают.
Но как все на свете птички
Курочки несут яички,
И из них они хотят
Много высидеть цыплят.
Говорят им: "Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!".
А их папа Петушок
Носит красный гребешок.
Раньше бабушки встает,
Солнце на небо зовет.
Он кричит: "Ку-ка-ре-ку!
Хватит спать вам на боку!"
Просыпается бабуся,
Вместе с нею куры, гуси,
И корова, и лошадка.
Только кот спать будет сладко.
Он вчера всю ночь не спал,
Мышь у норки поджидал.
Сыр она опять ворует,
А потом в норе пирует.
Но уж точно не уйдет,
Коль за дело взялся кот.
Он ее арестовал,
Сыру больше не давал,
И теперь она в норе
Кашу ест и суп-пюре.
Только кот уснул, как слышу,
Кто-то топает по крыше -
Это двое голубей
И хитрющий воробей!
Воробей во двор спустился
И из лужицы напился.
В ней на солнце греет спинку
Чуня, розовая свинка.
Хвостик у нее крючком,
Ну, а носик - пятачком.
Рядом с ней ее ребенок
Хрюша, добрый поросенок.
Свинка сыну скажет: "Хрю!
Желудь вкусный подарю!"
Есть еще в деревне пес,
Все зовут его Барбос.
Он хозяйство охраняет,
Посторонних прогоняет.
Чтобы долго не просить,
Может даже укусить.
Говорит вдогонку: "Гав!",
Если чувствует, что прав,
Или если в огород
Попастись коза зайдет.
Козочка бодаться любит,
Урожай капусты губит,
Учит есть ее ребят,
Семерых своих козлят.
Говорит она им: "Ме!
Ну-ка, быстро все ко мне!"
Ведь с утра ушла за речку
Бабушка искать овечку.
А овечка заблудилась
И домой не возвратилась.
Ждет ее в хлеву ребенок,
Грустный маленький ягненок.
Говорит ягненок: "Бе!
Я скучаю по тебе!"
Вскоре бабушка пришла
И овечку привела.
Рады все, что возвратилась,
Ничего с ней не случилось,
Ведь в лесу, за той рекой,
Ходит-бродит зверь такой...
Голова, на ней два уха,
Остальное хвост и брюхо.
Ты с тем зверем не дружи!
А скорей мне расскажи,
Что ты знаешь о природе,
Что сажают в огороде,
Что само растет в саду?
Ну, рассказывай, я жду!
Если ваш малыш хорошо знаком с темой деревни или даже сам был там летом, предоставьте ему возможность поделиться с вороной своими впечатлениями. Пусть он расскажет, зачем нужен огород, что там сажают, как используют те или иные плоды, какие домашние животные ему нравятся, каких из них он видел, а с какими хотел бы встретиться. Если ребенок еще не имеет достаточного количества собственных впечатлений о деревне, то расскажите ему и вороне, что вы обо всем этом знаете. Расскажите, как вы сами там побывали, что видели, с кем познакомились и пообещайте, что как-нибудь вместе с малышом и вороной туда отправитесь. А потом отгадайте вместе веселую цепочку загадок "Жили у бабуси".
Ворона знакомит малыша с обитателями леса. Приготовьте для этого занятия одну карточку-картинку с изображением лесных жителей. По мере прочтения просите малыша показать героя, о котором идет речь, на картинке или сами показывайте его.
Здравствуй, здравствуй! Как дела?
Только что в лесу была.
Надо в том лесу родиться,
Чтобы в нем не заблудиться!
А пока я там летала,
Волка серого видала.
Голова, на ней два уха,
Остальное - хвост и брюхо.
Все зубами щелк да щелк.
Ну, типичный серый волк.
А на солнечной лужайке
В чехарду играют зайки,
Что не сеют и не пашут,
Знай себе ушами машут.
Но никто из них не прочь
Урожай собрать помочь.
Обожают зайцы с хрустом
Есть морковку и капусту,
Но боится встреч косой
С серым волком и лисой.
Любит рыжая лисица
Близ деревни затаиться
Да курятник навестить,
Пух и перья в нем пустить.
Хвост направо, нос налево.
Не лиса, а королева!
Но ее медведь отлупит,
Коль дорогу не уступит.
Не беда, что косолапый -
Он своей тяжелой лапой
Свалит с ног хоть барсука,
Хоть корову, хоть быка.
Но уже не первый год
Мирно он в лесу живет.
Ищет мед и рвет малину,
На пригорке греет спину,
Учит малых медвежат,
Как катать в траве ежат.
Каждый ежик - он как елка,
И на нем растут иголки.
Не понять, где нос, где бок.
Он - колючий колобок!
Но иголки вместо меха -
Это не залог успеха.
Развернет ежа лиса
Меньше чем за полчаса.
Бросит в лужу и готово,
Развернулся ежик снова.
Хитрая лиса насквозь!
А еще в лесу есть лось,
Зверь огромный и рогатый.
Все зовут его сохатый.
Ест тот лось все без разбору -
Елки, палки, мухоморы.
Даже не любой медведь
Может лося одолеть.
Говорят, что у медведя
Беспокойные соседи -
В спящего кидают мишку
Шишки белки-шалунишки.
Им бы только пошуметь,
И сердит на них медведь.
Если сам поймать не сможет,
Кое-кто ему поможет -
Там, на дереве, таится
Черно-бурая куница.
От нее нет всем житья.
Не люблю куницу я,
Ведь она везде шныряет,
Птичьи гнезда разоряет,
Поедает наши яйца,
Ест мышей, лягушек, зайцев.
И таких полно зверьков -
Горностаев и хорьков.
Но страшнее раза в два
Пучеглазая сова.
Говорит она: "Угу!
Спать я ночью не могу,
И поэтому я вам
Тоже ночью спать не дам!"
Я спросила кабана:
"Что днем делает она?"
Только слов он не нашел,
Громко хрюкнул и ушел.
Он со всех сторон небритый,
Весь щетиною покрытый,
Как и все его друзья.
В общем, дикая свинья!
С кабаном шутить опасно -
Он обидчивый ужасно.
Я обидчивей его
Не встречала никого.
Догонять его не стала,
Потому что я устала.
Чуть на елке посидела
И обратно полетела,
Чтобы вместе веселиться,
Впечатленьями делиться.
А теперь ты мне скажи,
Нравятся тебе ежи
И встречал ли ты в лесу
(И встречала ль ты в лесу)
Настоящую лису?
Пусть теперь малыш расскажет, что ему нравится в лесу, а что не нравится, кого из лесных обитателей он видел, а кого хотел бы увидеть. Расспросите его, что он думает о каждом из обитателей леса, какие из зверей ему знакомы как герои сказок. Если малыш затрудняется ответить, придите ему на помощь и либо напомните, как вы с ним гуляли в лесу, либо расскажите ему и вороне про свой личный опыт общения с дикой природой. А потом отгадайте вместе веселую цепочку загадок "На лесной опушке".
Ворона знакомит своего маленького друга с особенностями четырех времен года. Приготовьте для этого занятия четыре соответствующих теме карточки-картинки.
Тот, кто в небе не летает,
Крылья отрастить мечтает,
А вот я мечтаю, чтобы
Месяц был в году особый.
Назывался как-нибудь,
Не в названии ведь суть.
Но в том месяце должны
Вырастать в лесу блины
Да оладьи. Тучи станут
Поливать их всех сметаной,
Медом, маслом и вареньем -
Вот так будет объеденье!
Только вот уж сколько лет
Месяца такого нет.
Ну да это не беда.
Коли есть сковорода,
Можно дружно подналечь
И блинов самим испечь
На обед и даже ужин,
Повод нам другой не нужен.
Прошлою зимой летала,
Только о блинах мечтала.
Птицам голодно зимой,
Не зовет никто домой,
Чая с медом не предложит,
Спать в кроватку не уложит...
Никакая батарея
Улицу зимой не греет.
Там и день, и ночь мороз -
Мерзнет клюв, и мерзнет хвост.
Во дворе метель метет,
Вьюга воет, снег идет,
Прячется под лед река.
Мерзнут даже облака.
А в лесу под спящим дубом
Звери ходят в новых шубах -
Распушились волк с лисой,
Белый, словно снег, косой
По сугробам лихо скачет.
Если мерзнут ушки, прячет.
Но боится он шуметь,
Ведь в берлоге спит медведь.
Спят ежи и барсуки,
Спят еноты и сурки,
А вот белки-шулунишки
По снегу катают шишки,
Шубки серые надели,
И не видно их на ели.
А под снегом - суета.
Мышь делами занята -
Роет каждую неделю
Под сугробами туннели,
Чтобы по лесу гулять
И запасы проверять.
Есть в лесу зимой и птицы -
Совы, снегири, синицы.
Можешь мне поверить ты,
Гнезда вьют зимой клесты
И в мороз птенцов выводят.
А еще по лесу ходит
До весны безрогий лось.
Трудно, знать, ему пришлось.
Но так повелось в природе,
Что зима всегда проходит.
Ну, а как уйдет она,
Начинается весна.
Ей всегда все очень рады -
Можно каркать до упаду,
Прыгать, бегать, веселиться,
В гнезда старые селиться.
И пока снег в поле тает,
Птицы с юга прилетают,
Звери просыпаются,
Свадьбы начинаются.
От медведей до мышей -
Все заводят малышей.
На деревьях бухнут почки,
Распускаются цветочки
И стремятся ручейки
К речке наперегонки.
А когда все песни спеты,
Сразу наступает лето.
Поспевает земляника,
И малина, и черника.
Солнце светит каждый день -
Хочешь грейся, хочешь в тень.
Но нельзя лениться, ведь
Надо многое успеть.
Летом всем забот хватает!
Пчелы по лугам летают
И, пока там все цветет,
Запасают в ульях мед.
Многие пируют впрок,
Чтобы нагулять жирок -
В зимний голод пригодится
Он любым зверям и птицам
Да и тем, кто спать горазд,
Он пропасть зимой не даст.
Даже птице перелетной
Надо подкрепиться плотно,
Чтоб осилить трудный путь
И назад не повернуть.
Подрастают медвежата,
Барсучата и ежата,
Лисы учат малышей
У норы стеречь мышей.
Учит волк своих волчат
Пни от зайцев отличать,
А зайчата очень ловко
В поле дергают морковку.
Летом все довольны всем,
И неясно мне, зачем
Ветер северный приносит
Плаксу-капризулю осень.
Никому в лесу она,
Если честно, не нужна!
Закрывают солнце тучи
И давай дождем всех мучить.
С неба льет, как из трубы,
Хоть выращивай грибы.
Чтоб совсем не простудиться,
Многие лесные птицы
В теплые летят края.
Эх, хотела б с ними я!
Но вороны, каждый знает,
Никуда не улетают -
Если думать головой,
Будешь сытой и живой!
Только улетят пичужки -
Иволги, скворцы, кукушки, -
Начинает все зверье
Утеплять жилье свое
И последние запасы
Прятать в норах под матрасы.
Даже еж, как неживой,
Под опавшей спит листвой.
Веселится только лось -
Дело для него нашлось.
Отрастил рога за лето,
Или подобрал их где-то,
И давай бодать других -
Тешить молодых лосих.
Но не в игры он играет,
А невесту выбирает,
И, лишь заметет пурга,
Потеряет лось рога.
Ведь рога-то не двустволка,
Не спасут они от волка.
Тот зимой оголодает,
Соберет собратьев в стаю
И начнет в лесу опять
Зайцев и лосей гонять.
Так вот и идет по кругу,
Снова стужа, снова вьюга...
Но слыхала, что у вас
Есть про все другой рассказ.
Ты скажи мне по секрету,
Что вы делаете летом
Осенью, зимой, весной
Во дворе и за стеной!
Пусть теперь малыш расскажет вороне, что он знает о временах года и их особенностях, о занятиях людей весной, летом, осенью и зимой, а также когда у него день рождения, какое время года он любит и почему. Если ребенок еще мало знаком с этой темой, возьмите на себя роль рассказчика.
Ворона знакомит малыша с животными, обитающими в Африке. Перед занятием приготовьте большую карточку-картинку с изображением саванны. По мере прочтения просите малыша показать героя, о котором идет речь, на картинке или сами показывайте его. Для большей образности можно приготовить для этого занятия какой-нибудь экзотический фрукт, например, банан.
Кар! Я в Африке была!
Вот, подарок принесла.
Представляешь, никогда
Не летала я туда,
Но вдруг что-то захотела,
Собралась и полетела
Через реки и поля,
Через горы и моря,
Через знойную пустыню...
До сих пор хвост не остынет!
Там духовка в сотню миль -
Я теперь ворона-гриль!
Наконец, я прилетела
И на дерево присела.
Нет таких нигде у нас,
Больше дуба в сотню раз.
Баобаб кряхтит как дед,
Ведь ему пять тысяч лет.
Я про это как узнала,
Тут же с ветки и упала.
А внизу шакал лежал -
Хвост поджал и убежал.
Всех в саванне он боится,
Но приходится делиться
С ним добычей даже льву.
Прячется шакал в траву,
Прыгает, кусок хватает
И обратно убегает.
Надо прятаться скорей -
Страшен в гневе царь зверей!
Коль в саванне встретишь льва,
Не спеши качать права.
Он свиреп и кровожаден,
До чужого мяса жаден.
Царь зверей в один присест
Недовольных властью съест!
Охраняет он границу,
А добычу ловят львицы.
Не спасет от них галоп
Стадо резвых антилоп.
Антилопы испугались,
По саванне разбежались
И уж сами не поймут,
От кого, куда бегут.
Прибежали к водопою,
Стали воду пить толпою,
Но одну из них схватил
Злой зубастый крокодил.
Страшно все его боятся,
Очень любит он кусаться.
Не хотела бы я в пасть
На десерт ему попасть.
Крокодил в реке повсюду,
Из нее я пить не буду!
Полетела прочь, а там,
В озере, - гиппопотам!
Толк он в ваннах понимает,
Каждый день их принимает
И выходит из воды
Только ночью для еды.
Даже слон купаться ходит
И с собой слоненка водит
Да следит, чтоб крокодил
К малышу не подходил.
Попила воды немного
И отправилась в дорогу.
Глядь, летит навстречу стая
Разноцветных попугаев.
Я кричу им: "Кар! Привет!"
"Кар! Привет!" - кричат в ответ.
День и ночь они готовы
Повторять все слово в слово,
А вот злой комар москит
Ничего не говорит -
Кровожадный взгляд бросает,
Подлетает и кусает.
От него бегут вприпрыжку
Павианы и мартышки -
Те, что любят баловаться
И во все дела соваться.
Этого стерпеть не мог
Зверь сердитый носорог.
Он, хотя и толстокожий,
С ними рядом жить не может,
Ведь они весь день шумят,
Все роняют, все громят.
Так визжат и веселятся,
Что гепарды их боятся
И бегут так быстро, что
Не догонит их никто.
Я лечу, но стало вдруг
Полосатым все вокруг -
Это зебр пасется стадо.
А почти что с ними рядом,
Морду до небес задрав,
Ест акацию жираф.
У него шесть метров рост,
Позади - коровий хвост.
Вспомнила я про корову...
И на что мне, право слово,
Эта Африка нужна?
Надоела мне она!
Все мне с ней уже понятно.
Полетела я обратно
Через горы и моря,
Через реки и поля.
Нет, вороне не годится
Перелетною быть птицей.
А чтоб зебру увидать,
Можно в зоопарк слетать.
Говорят, что там все звери
За стеклом живут - в вольере.
Дай скорее мне ответ,
Это правда или нет?
Если ваш малыш был в зоопарке, пусть он расскажет вороне о своих впечатлениях и о тех животных, которых он запомнил. А если первое путешествие в зоопарк еще не состоялось, расскажите ему и вороне о том, как вы были в зоопарке, кого видели, что запомнили, что вам понравилось, а что нет, а также какие еще интересные животные обитают в других частях света. Спросите малыша, куда бы он хотел совершить путешествие и вместе помечтайте о нем. А потом отгадайте вместе веселую цепочку загадок "Сафари в Африке".
No Автор. Олеся Емельянова. 2002 г.
Написать автору.
Взято с сайта автора: Сорока-ворона. Живая игрушка (стихи для куклы-перчатки)
Ключевые слова: детские стихи, потешки, песенки для детей, кукольный театр, кукла-перчатка Сорока-Ворона.
|